Большинство людей, перед тем как совершить покупку автомобиля, уже заранее знают, что будут выбирать механическую коробку скоростей или же автоматику. Но для автолюбителей большей проблемой является вопрос выбора между автоматикой и вариатором. Недалекий в теме авто человек вряд ли сможет самостоятельно разобраться в данной затруднительной ситуации: несмотря на то, что эти конструктивные элементы имеют различное строение и принцип действия, они предназначены для одной и той же функции – переключения передач. Попробуем в контексте данной статьи объяснить, в чем заключено принципиальное отличие вариатора от автомата.
Конструкцию автомата составляют два основных узла: редуктор и гидротрансформатор. Второй элемент в автоматической коробке необходим для выполнения сцепления и правильного переключения передачи. Редуктор же при работе держит все свои шестерни в постоянном зацеплении. Благодаря этому получается единый механизм, который состоит и нескольких степеней.
Вариатор – это такой механизм, который осуществляет свою работу без переключения передачи. Передаточное число в вариаторе передается посредством двух шкивов, имеющих конусную конструкцию. Шкивы располагаются друг напротив друга и стянуты цепью или же металлическим ремнем, трапециевидной формы.
Автомат позволяет увеличить плавность и комфортность поездки автомобиля. Благодаря отсутствию необходимости постоянного переключения передач водитель, управляющий машиной, сосредотачивается непосредственно на управлении авто и может следить за дорожной обстановкой. Это актуально для вождения в городских условиях. Так же достоинством автомата является – плавное переключение скоростей, что обеспечивает исчезновение перегрузок в работе и пониженный износ самого двигателя. Но даже при всех достоинствах, автоматическая коробка передач имеет довольно низкий КПД, что обеспечивает большие расходы топлива. Другой же недостаток автомата – низкие динамические показатели, которые у авто с вариаторами на порядок выше.
Управление вариатором осуществляется посредством компьютера, который способен анализировать дорожные условия и производить подбор оптимальных передаточных чисел. Именно из-за этого двигатель работает в так называемом «щадящем» режиме. Разгон автомобиля с установленным вариатором происходит плавно, рыки полностью отсутствуют. Процесс переключения скоростей при движении транспорта происходит практически незаметно, что исключает возможность появления толчков. Вариатор имеет в своем расположении огромное количество передач. Это позволяет машине работать в режиме, который увеличивает срок эксплуатации авто. Именно поэтому транспорт с вариатором характеризуется повышенными значениями удобства и экономности, которая сочетается с высокими динамическими показателями.
Главное отличие вариатора от автомата заключается в сложности ремонта и технического обслуживания. Так ремонт вариатора стоит довольно приличных денег. Его техническое обслуживание могут производить только официальные компании, что увеличивает стоимость. В этом плане автомат является более выгодным: его конструкция общеизвестна, поэтому ремонтные работы проводятся быстрее. Помимо этого, вариатор нуждается в специальных маслах. При этом каждое масло подходит только для конкретного типа вариатора. Данная фабула должна строго контролироваться. В противном случае произойдет быстрая поломка механизма. Но в автомате количество заливаемого масла должно быть большим, и производить его замену так же необходимо чаще.
Из всего этого можно сказать, что вариатор от автомата отличается следующим: различными динамическими показателями, расходом топлива, количеством заливаемого масла и стоимостью ремонта и технического обслуживания.
Познавательное видео описывающее достоинства различных коробок передач: